Бизнес-план предприятия

Бизнес-план — это письменное и развёрнутое обоснование начала и реализации проекта. В нём подробно и со всех сторон проанализирована рентабельность и эффективность подобранных решений, планируемых мероприятий. Документ должен полностью раскрыть ответ на вопрос, стоит ли будущий проект вложенных в него средств.

В бизнес-плане должны быть чётко сформулированы основные деловые идеи:

  • для кого предназначен данный продукт или услуга (поиск «своего» потребителя запускается ещё на стадии первоначального планирования, а не когда магазин открыт, а ожидаемого потока клиентов нет), каков объём предполагаемого сбытового рынка и наличие перспективы для дальнейшего развития;
  • оценка затрат (изготовление продукции, её реализация, рекламные мероприятия);
  • оценки будущей прибыли производства и его эффективности, если задействован инвестор, на разных бюджетных уровнях (от местного до регионально-государственного).

Главные обязанности бизнес-плана как инструмента делового успеха:

  1. Опора для предпринимателя при оценке фактических результатов плана деятельности за определенный промежуток времени.
  2. Главный источник для дальнейшей корректировки бизнеса (перспективы развития для успешно стартовавших идей).
  3. Быть чётким и структурированным обоснованием для привлечения инвестиционных средств разного уровня.
  4. Основной инструмент реализации стратегии предприятия.

Разработка бизнес-плана предприятия

В бизнес-план всесторонне вписаны все нюансы производственного, коммерческого и итогового финансового плана работы. Так как он — основной инструмент, по которому будет чётко развиваться малое предприятие, его структура должна носить унифицированный характер.

 

Содержание бизнес-плана

Стандарт бизнес-плана содержит десять обязательных блоков:

  1. Введение (раздел-резюме).

 

Резюме — это «лицо» бизнес-плана, сжато описывающее суть проекта. Как правило, его хватает для того, чтобы вызвать или потерять дальнейший интерес у вероятного инвестора/инвесторов.

 

Структурное оформление правильного резюме:

  • целевое назначение плана создания нового предприятия;
  • общее описание компании (кратко и чётко, без воды и пафосных эпитетов);
  • выделение и краткое изложение «плюсов» из всех разделов, с упором на позитивные аспекты задуманной деловой идеи;
  • объем привлечения внешних ресурсов (инвестиционные, кредитные и т.п.);
  • перечень главных финпоказателей, подтверждающих проектную кассовость;
  • чётко прописанный срок и правила возвращения различного вида заёмов;
  • номера и даты имеющейся сертификации (сертификаты, патенты и т.п.);
  • фактическое подтверждение гарантированного плана работы и перечень первейших обязательств, требующих строгого исполнения (юридическая, экономическая линия).

 

  1. Характеристика предприятия:
  • перечень главных видов работы, описание профильных особенностей компании в целом и в частности (место в отрасли хозяйства: торговое предприятие, сфера услуг, производственная направленность);
  • запланированный и обоснованный курс дальнейшего развития;
  • цели малого бизнеса, организационно-правовая форма;
  • предложение товара своим покупателям (что, где, как);
  • основные показатели за «пятилетку» (технико-экономические);
  • география работы компании (текущий уровень «территориального захвата», дальнейший «прицел»);
  • товарная конкурентоспособность (показательные срезы по тематическим рынкам, взятые по статическим временным промежуткам);
  • отличия данного бизнеса от аналогичных компаний в этой же нише.

 

  1. Характеристика предлагаемого товара:
  • внешнее описание продукции или услуг;
  • плюсы товара, его уникальность, новизна;
  • сферы применения и использования;
  • процентная составляющая готовности товара к выходу на рынок;
  • список экспертов или клиентов, которым уже знаком товар, способных предоставить благоприятные рекомендации (желательны фактически подтверждённые документы или другая сопутствующая информация).

 

  1. Анализ рынка и стратегия маркетинга.

 

Цель разработки рыночной аналитики — разъяснение, как предполагаемый бизнес будет влиять на рынок сбыта и перечень мер реагирования, если возникнут колебания в ту или иную сторону.

 

Этапы анализа:

  • установление спроса и рыночной достижимости;
  • анализ конкурентной среды и сопутствующих факторов воздействия на развитие бизнеса;
  • итоговые показатели рыночного исследования;
  • прогнозируемые масштабы продаж;
  • описание маркетинговой стратегии (стратегический сбыт, продвижные рекламные мероприятия, формирование цены, стимулирование продаж и т.д.).

 

Маркетинговая стратегия заключается в чётком исполнении ряда шагов:

  • разумный план по охвату рынка (большей его части или «полный захват»);
  • задействованные технологические новинки и результаты рыночного дробления;
  • выбор ресурсной базы;
  • мониторинг ценообразования, прогнозы изменения стоимости товара;
  • разработки новейших товаров в рамках занятой ниши;
  • активирование быта товара;
  • выбор стиля товарной рекламы;
  • экспансия товаров (способы, приёмы, методы);
  • перспективы дальнейшего развития.

 

  1. Производственный план.

 

Содержание основного производственного плана:

  • общий подход к производственной организации;
  • перечень ресурсов (сырьё, материал, источники, условия поставки/доставки);
  • производственные процессы (технология, специфика);
  • спецоборудование (с указанием мощности).
  • требования к кадровому составу:
  1. подбор персонала: производственный, инженерно-технический, административный;
  2. описание особенностей условий труда;
  3. архитектура персонала (иерархическая структура, состав и т.п.);
  4. обучение и переаттестация;
  5. перспектива изменений в архитектуре персонала (в связи развитием/расширением/сокращением).

 

Содержание плана обновления выпускаемого товара:

  • описание научных составляющих (технологии, подходы, системные методы, методики и т.п.), использованные для стратегической разработки обновлений товарного ассортимента;
  • показатели конкурентоспособности товара в сравнении с данными основных соперников (качество, ёмкость ресурсов и т.п.);
  • инвестиционные проектные обоснования (технические, экономические);
  • план НИОКР.

 

Содержание вопросов плана производства и реализации товара:

  • расчет производственной силы структурных единиц компании;
  • план товарной реализации;
  • оперативно-календарные планы;
  • аналитика использования производственной пропускаемой способности (задействованные мощности).

 

План развития производства включает планы:

  • увеличение производственного техуровня;
  • социального коллективного роста;
  • увеличения организационного уровня производительных сил;
  • инвестиционных записок по развитию малого бизнеса;
  • охранных мероприятий, направленных на минимизацию загрязнения окружающей среды.

 

  1. График выполнения работ.

 

График работ (или календарный план) неэффективен без перечня основных блоков реализации проектного плана и выделенных средств для их выполнения. Он должен быть наглядным, с вкраплением проверочных временных срезов по всем этапам работ для своевременной корректировки процессов.

 

Содержание плана обеспечения производства:

  • аналитические выкладки по эффективному использованию ресурсной базы;
  • расчет потребности в многотиповой ресурсной базе (перечень видов и характер ресурсов);
  • информационная составляющая управления;
  • главные аспекты МТО (мат-тех. обеспечение);
  • законодательная база (нормы, нормативы, методики и т.п.).

 

  1. Управление и организация.

 

Управление бизнесом включает:

  • описание главных агентов предприятия:
  1. предприниматель и его партнеры;
  2. инвесторы/кредиторы;
  3. члены совета директоров;
  4. сотрудники, занимающие ключевые посты и т. д.;
  • организация внутренних подразделений ответственности (в виде схем или графиков, наглядно подтверждающих внутрипроизводственные связи между отделами);
  • порядок оплаты труда, подготовки, подбора работников.

 

Воплощение в жизнь бизнес-плана предполагает следующий порядок выполнения:

  • разработка, согласование и утверждение реализационных программ стратегических замыслов;
  • учёт и контроль их выполнения;
  • мотивация выполнения планов в оговорённый промежуток времени, требуемого качества и в рамках прописанных затрат;
  • регуляция и корректировка воплощаемых стратегических планов в случае любых изменений (внутри предприятия, во внешней и внутренней среде, влияющей на общее развитие).

 

  1. Финансовый план.

 

Это одна из главных и ключевых частей общего бизнес-плана. Как правило, она урегулирована с материалами, включёнными в остальные главы документа, а все разделы математически обобщены и представлены в денежном выражении.

 

Перечень вопросов, включаемых в финплан предприятия:

  • баланс движения денежных потоков (дебет/кредит);
  • прогноз объемов продажи товара;
  • контроль над пакетами ценных бумаг, управление рисками и страхованием;
  • операционный бюджет;
  • финбюджет;
  • балансовый прогноз;
  • главные показатели эффективности (период окупаемости, внутрифирменная норма доходов, чистый доход, рентабельность).

 

  1. Оценка рисков.

 

В этой части трезво оценивают и перечисляют все вероятные риски, форс-мажорные обстоятельства, независимо от масштаба их влияния на старт и развитие нового бизнес-проекта. Обязательно описывают картину последствий в случае, если грозящие предприятию неприятности воплотятся в жизнь.

 

Лучше всего давать ответ на вопрос — о мерах по минимизации рисков и будущих потерь от них — в виде в двух пар тезисов:

  • чёткий перечень действий по предотвращению возможных рисков;
  • опись всех программ по самострахованию, включая внешние источники.

 

  1. Приложение.

 

Завершающий раздел содержит отчётность, цель которой подтвердить или дополнить общие тезисы бизнес-плана, к примеру:

  1. биографии «управленцев»;
  2. результаты рыночных исследований;
  3. аудиторские замечания и заключительные выводы;
  4. фотоснимки товарных образцов;
  5. схемы производственных территорий и помещений;
  6. договоры, в том числе с третьими лицами;
  7. гарантийные письма.

 

Важнейшая часть исполнения бизнес-идеи — финансовая, так как она показывает реальный результат скрупулёзного анализа и оценку движения денежных средств, которые формируются благодаря хозяйственной и финансовой работе малого предприятия, а также правдивый расчёт основных показателей их эффективности.

 

Бизнес-план развития предприятия

Если вы думаете, что на этом  все, Вы ошибаетесь. Мало только одного  плана создания и ведения бизнеса. Если Вы всерьез беретесь за дело, Вам необходим бизнес-план развития предприятия.

 

Структура бизнес-плана развития предприятия

Бизнес-план по развитию малого предприятия содержит:

  1. аргументированные целевые задачи, основополагающих линий экономразвития на годовой срок;
  2. оценку места текущего бизнес-состояния (формулирование закономерностей, курс развития и т.п.) в тесном контакте с аналогичными преимуществами, характерными для этой промышленной отрасли;
  3. ввод объективных индексов и лидирующих векторов развития на годовой срок;
  4. выявление факторов и условий (внутренних, внешних), направленных на эффективный старт дела;
  5. поиск и характеристика определённых процедур, гарантирующих достижение целевых величин общего развития коммерческого дела.

Общие аспекты бизнес-плана развития:

  1. его составить помогут три вида предпринимательской работы (с учетом своеобразия сфер: финансовой, операционной, инвестиционной);
  2. каждую часть описывают на основании первоначальных данных, достоверность которых подтверждена официально-оформленной документацией;
  3. заложенные значения (вход/выход) должны быть одинаковыми на всех уровнях управленческих органов, где будут рассматривать план.

В заключительный раздел-приложение включают материалы, подтверждающие подлинность всех вводных индексов, упомянутых в бизнес-плане развития:

  1. заверенные копии документации (учредительные, отчетные);
  2. пояснительные записки и заключения аудиторских ревизий и т.д.

Стратегия развития предприятия

Модельная композиция развития предприятия состоит из 5 стадий:

1. Стадия планирования.

Это промежуток времени, когда основные тезисы плана развития чётко сформулированы, а фирма уже находится на «старте» их воплощения и готова использовать одновременно подходящие внешние условия и накопленные внутренние резервы.

2. Начальная стадия.

Стадия отличается быстротечностью. Первое место по контролю занимает ликвидация уязвимых мест компании, описанные в бизнес-плане как предполагаемый вариант развития событий и выявленных непредвиденных минусов при исполнении тематических проектов. Оптимально, что на этом уровне при увеличении объёма продаж доходная составляющая фирмы остаётся практически на нуле.

3. Стадии проникновения.

На этом этапе все стратегические ресурсы предприятия максимально направлены «полное погружение» в рыночную нишу. Одновременно стимулируют и усиливают объём продаж, увеличивая его рост за счёт продуманных популяционных кампаний (маркетинг, реклама). В рамках стратегии заложены моменты, связанные с приобретением и поглощением необходимых объектов или ресурсов, цель которых дальнейший захват рынка.

Позитивную роль выполняют и «долгоиграющие» программы, они стабилизируют и развивают процессы, влияющие на все направления, связанные с чёткой и бесперебойной работой фирмы. Особое внимание этого этапа — на обновление основополагающих фондов, усиление финпозиций и быстрое внедрение новейших технологий НИОКР.

4. Ускоренный рост.

Цель этапа — стопроцентное использование фирмой внутренних и внешних ресурсов. Для дальнейшего развития малому предприятию будет полезно, если он растянется во времени максимально долго, так как при постоянном продажном росте происходит интенсивное потребление ресурсной базы. Следовательно, рост доходов начинает превышать рост продаж, а рыночная доля стремится к запланированным значениям.

Но одновременно с ускоренным ростом у фирмы могут возникнуть неучтённые проблемы, которые имеют склонность нарастать постепенно и незаметно на фоне успешных продаж. Поэтому цель руководства вовремя выявить негативные процессы и скорее повернуть их в позитивную сторону. Если проблема тупиковая, следует перейти к реализации следующей ступени.

5. Переходная стадия.

Главный тезис данного этапа: смена ускоренного периода роста на период-паузу, когда все силы будут направлены на перестройку работы фирмы (или «слабых» отраслей, в которых выявлено наибольшее количество недостатков и нареканий, влияющие на общий доходный рост предприятия). Период «покоя» необходим, чтобы быстро войти в следующий цикл роста, не допуская застойных периодов, иначе потеря рыночной ниши неизбежна.

Стратегия данного этапа:

  • жёсткая экономия финансов и ресурсов;
  • отказ запуска новых производств.

Важно! Необходим чёткий и глубокий анализ текущего положения дел в компании, необходимый для целесообразного сокращения затрат, увеличения доходности изделий и перестройки управленческой системы.

Другие материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

46 + = 48